write a letter to the edition of the site Donuzlav    Map of the site Donuzlav 


  DONUZLAV VACATION REALTY PHOTO SETTLEMENTS  
HISTORY OF THE DONUZLAV AND HISTORI OF THE WEST CRIMEA
In the Paleozoic era, a few hundred million years before our time, the south of the Crimea and space which is now occupied by the Black and Azov seas, were covered by the waters of the Tethys Ocean. 250 million years ago a meteorite fell to Earth, leaving a crater with a diameter of 480 kilometers. Because of the fall of the meteorite almost all the animals that existed between the Permian and Triassic periods had disappeared. Now the crater lies under the ice in the area of Wilkes Land, south of Australia. The size of the meteorite is estimated at 48 kilometers. The fall of the object on the planet, the researchers said, allowed the dinosaurs to become the dominant kind of animals for 200 million years.

Thus, roughly about 220 million years ago, due to movements of the crust, the sea parted and from the bottom of the ocean a mountainous country rose, lying on the ground today Carpathians, the Crimea and the Caucasus. Later it split into separate large tracts, most of which sank into the sea to a considerable depth. Remnants of this country are Dobrogea in Romania, some parts of the Caucasus, the Crimea and the Carpatian plains. Basis of plain Crimea, formed in the crumpled folds of the Paleozoic rocks, in turn, broke up into large blocks, some of which are lifted, while others fell. Thus, in the center of the elevated valley of Tarkhankut Evpatoria-Novoselovo block was formed, which was then raised and then lowered so that now it is possible to get it only with boreholes at depths ranging from several hundred to 1,600 meters.

Further to the north was the North-Crimean dropped block. Through the fault line the magma penetrated, then it became frozen and formed bulges and dome-like shapes in the upper parts of giant fissures. They call such igneous bodies intrusive. In some places the magma broke through to the surface and then volcanoes appeared. So if we remove in mind younger sedimentary rocks from the territory of plain Crimea, we will open ranges in height of 3000 meters, deep gorges and wide plains with a chain of extinct volcanoes.

On the same spot of the mountain area at that time the sea formed again, where rivers and temporal streams demolished a large number of products of rock land, existing on the site of the plain Crimea. Millions of years passed, the mountains are gradually destroyed and area fell. Porous unconsolidated sediments of the time in some places are repositories of oil and gas.

By the end of the Mesozoic era the territory of the modern mountain area was a vast island. Its gradual expansion in subsequent geological epochs occurred against the background of large vibrational motions of the earths crust that drew to the approach of the sea on land and elevation of the land above the sea.

The sea, receding, left sedimentary rocks of which clay, sandstone, limestone, marl and other rocks were formed. North-western Crimea as like as peninsula in a whole was folded of rocks of the Paleozoic, Mesozoic and Cenozoic eras.

The final release of the north-west of the Crimea from the waters of the sea occurred in the late Neogene geological period, approximately 5-6 million years before the modern era. Since that time, nature of the west of the Crime is developing under the influence of the internal orogenic forces of the Earth and the sea, temporary and permanent streams, and wind and solar.

At the beginning of the Quaternary period (approximately one million years ago) on place of the north-western Black Sea was a marshy land, occupied by interconnected delta of the Danube, Dniester and Southern Bug and then the territory extended much farther to the west. Valley of the lower part of the Dnieper River was on the spot Karkinit Bay and the mouth-the south of the Tarkhankut. About 6-7 thousand years ago the Old Black Sea Pool gave way to modern Black Sea. During a long and difficult period of development this pool was connected with the Mediterranean Sea twice and with the Caspian Sea three times. That is why the modern flora and fauna of the Black Sea has a unique mixed character. Here there are very ancient inhabitants and Mediterranean aliens and finally peculiar only to this water organisms.

Scientists believe that the history of the region is fraught with many mysteries. By assumption of archaeologists one of the ways of resettlement of Neanderthal man from Asia to the Crimea took through Tarhankut about thousand years ago. However Tarhankut remains the only part of the Crimea where there are no traces of the lives of people of the Stone Age. The most ancient monuments include parking Eneolithic (copper-stone, the end of four- beginning of the 3rd millennium BC), discovered on a high sea-shore at Big Atlesh by archaeologist Schepinskij. Archaeologist Shulz found parking related to the end of the Chalcolithic and Bronze Age on the shore of Donuzlav . In addition to these camps and settlements of Chalcolithic and Bronze Age monuments of later times were found. Probably Cimmerian (9-8 century BC) remnants of dwellings and business structures with fragments of ceramics, bones of domestic animals and other monuments were found near the village of Vladimirovka. Burials of the Kizil-Koba tribal culture (5-4 centuries BC) were found at the village Vodopojnoe.

The earliest inhabitants of the Crimea, known from written sources, were Cimmerians, Scythians and Tauri. The Greek historian Herodotus, who visited the northern Black Sea in the 5th century BC, said that the Tauri lived in the mountains of the Crimea and on the coast. North Black Sea region and steppe Crimea ancient Greeks called Scythia or country of Scythians.

The history of the Donuzlav originates from the ancient and is full of mysteries and discoveries. In 5-6 centuries BC there was founded a number of Greek city-colonies (Pantikapaion) on the Crimean coast. On the west coast Greek colonies appeared: Kerkinitida was on place of modern Eupatoria and a little later (the end of the 4th century BC) - Kalos-Limen(Fine Harbor), the remnants of which are preserved in the settlement Chernomorskoe. Between Kerkinitida and Kalos-Limen at about the same time(4th century BC), a number of Greek fortified settlement appeared. They are opened in 1933 by archaeologist Shulz settlements which were on place of modern village Popovka, Gromovo(Belyaus), Olenevka(Karaj), Mezhvodnoe and several others. All of them are located on the shores of bays, suitable for mooring of vessels, so the settlement created a system of Greek fortifications, placed with more or less regular intervals and kept close economic and political relationship with Chersones. Settlements near Popovka and Belyaus obviously shielded the road, which took place on mound or were guarding the entrance to the Donuzlav if the mound at that time has not been formed yet and was incised with channel. Greek ship with amphoras was found in the sea against the canal dug in 1961 and that indicates on the possible connection of the lake with the sea.

In ancient times Donuzlav region of the Crimean peninsula was the most populated, especially the Black Sea coast till the Cape Oyrat. It had many settlements and adjacent farmland. And this is not surprising. Donuzlav in the Crimea is a natural place with numerous bays, estuaries that hide ships from all winds that, along with fertile black soil, the sources of pure spring water and favorable climatic conditions, determined the choice of the Greeks in the region for the organization of their settlements.

However, the use of Donuzlav for anchorage in ancient times was possible in case if the Donuzlav Lake was not separated from the Black Sea with the sand mound as it is now. There is still no consensus among experts in history as to when the Donuzlav mound, which creates the best sandy beaches in the Crimea, was formed. According to one of the most extreme versions, isolation of Donuzlav from the sea occurred long before the beginning of the ancient period. One of the most convincing arguments in favor of this should be a lower level of the water in the Black Sea in the first millennium BC, which differs from the present in different areas of 2-6 meters! According to another version the relationship of the Gulf with the sea retained till the second half of the 19th century. Back in 1874 there were several narrow flows through the mound which were later buried under the sand. Medieval Venetian and Genoese map where Donuzlav is depicted as a river that flows into the sea provide proof of that. In ancient times Shulz insisted on connection of the Donuzlav with the sea, his opinion was based on the conclusion about the defensive functions of the fortifications, situated on the southern and northern ends of the mound- South-Donuzlav settlement and Belyaus that guarded the entrance to the bay and made up the chorus (the state, area) Hersones.

For a paleogeographic reconstruction of the issue scales of mullet-singil in abundance found during excavations of Belyaus and Tarpanchi is of special interest. In fish scales the rate of growth during whole life, age and absolute size can be determined. When compared it was found that in ancient times mullet was larger and faster growing. The paradox can be explained by the fact that Donuzlav in ancient times had constant communication with the sea, being one of the main feeding grounds and wintering for mullet in the north-western Black Sea. In the gulf, besides an abundance of food, the spring water warming up starts around two months earlier than in the sea, greatly increasing the time of feeding and consequently the growth of fish.

During the archaeological excavations in layers dating from the third century BC- third century AD, in all the settlements various fishing gear, brass hooks, sinkers clay for the networks as well as the remains of skeletons and scales of three species of mullet, sea carp, turbot, skate, foxes, sturgeon, crab shells and so on were found. Mass findings indicate that fishing was of an industrial nature and was one of the areas of economic activity, along with livestock and farming. There is a quite reasoned opinion that in ancient times the north-western Crimea provided Hersones with bread and exported it with fish and other products to other regions.

A special place in Hersones winemaking took. The average vine area (approximately 21. 4 acres) may contain the special order of about 107,000 bushes, which made 90-95 thousand liters of wine, a third part of which was consumed and 50-70 thousand liters were exported in special amphorae with capacity of about 18 liters. There were about three and a half thousand amphorae- the usual load of merchant ship. The remains of a ship that sank in the fourth century BC were found in 1961 during construction of the canal, together with twenty intact amphorae.

About the prosperity of Hersones almost immediately after the settlement say the fact that in the fourth century BC it began production of its own money of copper and silver specially bought in other countries. The Museum of History presents ancient Greek and Byzantine coins of the later ninth-tenth centuries, which were also found in the Donuzlav. This and other findings say about wide variety of natural edge in ancient times. For example, the name of the bay (correct Domuzlav) is translated as Shelter of wild boars and Gipakiris means Horse River, Karaja (Roe), Tarpanchi comes from Tarpana that means Wild horses.

The farther of history Herodotus possessed in the fifth century BC Gipakiris considered as the sixth full-flowing Scythian river, it is the place of modern Donuzlav, the shore of which is really reminiscent the shore of river and the bottom in some places is covered with thick layer of slit; that indicate a very ancient origin of Donuzlav. Author of the essay suggests that the lake is a powerful relic of an ancient river, which is located on the top of the Donezk Ridge- now it is a river Domuzla. In this regard it will be interesting to note that Belyaus is translated as The rocky mouth.

In an effort to secure free access to the sea, the Scythians, not to be in the commercial and political dependence on the Greeks, captured in the second century BC, some of their town and fortifications. In these places they create their own line of fortified settlements. Especially dense it was between the Donuzlav mound and the Cape Uret. Archaeologists Shulz and Scheglov discovered and investigated here 13 ancient fortifications and villages, stretching along the coast at intervals of 2 to 4 kilometers. The settlements are located mainly in the high slightly protrude into the sea promontories bounded by deep gullies and sometimes in places devoid of coves and often inconvenient for the mooring of vessels. Towering above the sea they probably were observant and watch-points.

Who knows how many more surprises are fraught with the land and what the excavations in the coming years will bring. And in the meantime, numerous mounds in the area of Donuzlav show us old gravestones of events of its long and rich history. The North-Crimean archaeological expedition of SSR has already been studied 28 mounds. The oldest of the graves are of about 4500 years.

The story is based on the book Protected landscapes of the Crimea by En, North-Western Crimea by Podgorodezkiy and supplemented by documentary evidence and evidence obtained through modern scientific research. If you have any documents or artifacts relating to the history of the region- you are welcome to cooperate!

This page is a translation of original article in russian language History of the Donuzlav





2006 All rights reserved

На главную сайта Донузлав    Письмо в редакцию сайта Донузлав    Карта сайта Донузлав 
Омытый дождём берег птицами отпет

  ДОНУЗЛАВ ОТДЫХ НЕДВИЖИМОСТЬ ФОТО ПОСЁЛКИ  
ИСТОРИЯ ДОНУЗЛАВА И ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО КРЫМА
В палеозойскую эру, за несколько сот миллионов лет до нашего времени, юг Крыма и места ныне занятые Чёрным и Азовским морями, были покрыты водами океана Тетис. 250 миллионов лет назад на Землю упал метеорит, оставив после себя кратер диаметром в 480 километров. От падения метеорита исчезли почти все животные, существовавшие между пермским и триасовым периодами. Сейчас кратер покоится подо льдом в районе Земли Уилкса, к югу от Австралии. Размеры самого метеорита оцениваются в 48 километров. Падение этого объекта на нашу планету, считают исследователи, и позволило динозаврам стать господствующей разновидностью животных на 200 миллионов лет.

Таким образом, примерно около 220 миллионов лет назад, вследствие движений земной коры, море расступилось и со дна моря-океана поднялась горная страна, раскинувшаяся на месте нынешних Карпат, Крыма и Кавказа. Позже она расчленилась на отдельные крупные массивы, большая часть которых погрузилась в море на значительную глубину. Остатками этой страны являются Добруджа в Румынии, отдельные участки Кавказа, равнинного Крыма и Карпат. Основание равнинного Крыма, образованное смятыми в складки палеозойскими породами, в свою очередь раздробилось на крупные блоки, одни из которых приподнялись, а другие опустились. Так, в центре Тарханкутской возвышенной долины образовался Евпаторийско-Новосёловский блок, который тогда был приподнят, а затем опустился настолько, что его в настоящее время можно достать лишь буровыми скважинами на глубине от нескольких сот до 1600 метров.

Севернее находился Северо-Крымский опущенный блок. По линиям разломов проникала магма, которая, застыв, образовала раздувы и куполовидные формы в верхних частях гигантских трещин. Такие магматические тела называют интрузивными. Местами магма прорывалась на поверхность и тогда появлялись вулканы. Так что, если мысленно снять с территории равнинного Крыма более молодые осадочные породы, то перед нами откроются хребты высотой свыше 3000 метров, глубокие ущелья и обширные равнины с цепью потухших вулканов.

На месте же горного Крыма в ту эпоху опять образовалось море, куда реки и временные водотоки сносили большое количество продуктов разрушения горных пород суши, существовавшей на месте равнинного Крыма. Проходили миллионы лет, горы постепенно разрушались, местность опускалась. Пористые рыхлые отложения тех времён местами здесь служат вместилищами газа и нефти.

К концу мезозойской эры территория современного горного Крыма представляла собой обширный остров. Постепенное разрастание его в последующие геологические эпохи происходило на фоне больших колебательных движений земной коры, что приводило то к наступлению моря на сушу, то к возвышению суши над морем.

Море, отступая, оставляло осадочные породы, из которых образовались глины, песчаники, известняки, мергели и другие горные породы. Северо-Западный Крым, как и полуостров в целом, оказался сложенным породами палеозойской, мезозойской и кайнозойской эр.

Окончательное освобождение северо-западного Крыма от вод моря произошло в конце неогенового геологического периода, приблизительно за 5-6 миллионов лет до современной эпохи. С того времени под воздействием внутренних горообразовательных сил Земли, а также моря, временных и постоянных водотоков, ветра и солнца идёт формирование поверхности края и развивается природа запада Крыма

В начале четвертичного периода (около миллиона лет назад) на месте северо-западной части Черного моря была болотистая суша, занятая соединёнными между собой дельтами Дуная, Днестра, Южного Буга и Днестра, а территория северо-западного Крыма простиралась тогда гораздо дальше на запад. Долина нижней части Днепра находилась на месте Каркинитского залива, а устье - южнее Тарханкута. Многие реки того времени, сохранившиеся до наших дней в виде сухоречий (Чатырлык, Самарчик, Бакальская балка и другие), были тогда притоками Днепра. Таким образом, Крым через свою северо-западную часть имел связь с территориями, находившимися на месте современных юго-западной Украины, Молдавии и отчасти Румынии. Около 6-7 тысяч лет назад Древнечерноморский бассейн уступил место современному Чёрному морю. За длительный и сложный период развития этот бассейн дважды соединялся со Средиземным и трижды с Каспийским морями, вследствие чего современная флора и фауна Чёрного моря имеет своеобразный смешанный характер. Здесь встречаются и очень древние обитатели, и средиземноморские пришельцы, и, наконец, свойственные только этому водоёму живые организмы.

Как считают учёные, история края таит в себе ещё много загадок. По предположению археологов, через Тарханкут примерно сто тысяч лет назад проходил один из путей переселения в Крым из Малой Азии неандертальского человека. Однако Тарханкут пока остаётся единственной частью Крыма, на которой не обнаружено следов жизни людей каменного века. К наиболее древним памятникам относится стоянка эпохи энеолита (медно-каменной, конец 4 - начало 3 тысячелетия до нашей эры), обнаруженная на высоком морском берегу у Большого Атлеша археологом А.А.Щепинским. Археологом П.Н.Шульцем на берегах озера Донузлав обнаружены стоянки, относящиеся к концу энеолита и к эпохе бронзы. Помимо упомянутых стоянок и поселений энеолита и эпохи бронзы, здесь выявлены памятники более поздних времён. Вероятно, киммерийские (9-8 века до нашей эры) остатки жилых и хозяйственных сооружений с обломками керамики, костями домашних животных и других памятников обнаружены у села Владимировка. Погребения племён кизил-кобинской культуры (5-4 века до нашей эры) открыты у села Водопойного.

Древнейшими обитателями Крыма, известными по письменным источникам, были киммерийцы, тавры и скифы. Греческий историк Геродот, посетивший в 5 веке до нашей эры Северное Причерноморье, сообщает, что тавры обитали в горах Крыма и на морском побережье. Северное Причерноморье и степной Крым древние греки называли Скифией или страной скифов.

История земли Донузлавской берёт начало из глубины веков и полна загадок и открытий. В 6-5 веках до нашей эры на Крымском побережье был основан ряд греческих городов-колоний (Пантикапей). На западном берегу Крыма возникли греческие колонии Керкинитида - на месте современной Евпатории - и несколько позже (в конце 4 века до нашей эры) - Калос-Лимен (Прекрасная Гавань), остатки руин которой сохранились в Черноморском. Между Керкинитидой и Калос-Лименом приблизительно в то же время (4 век до нашей эры) возник ряд греческих укреплённых поселений. К ним относятся открытые в 1933 году археологом П.Н.Шульцем городища, где село Поповка, Громово (Беляус), Оленёвка (Караджа), Межводное и ряда других. Все они расположены на берегах бухт, удобных для причала морских судов, таким образом городища создали систему греческих укреплений, размещённых с более или менее правильными интервалами и поддерживали с Херсонесом тесную экономическую и политическую связь. Городища у Поповки и Беляус, очевидно прикрывали дорогу, проходившую по пересыпи, или охраняли вход в Донузлав, если пересыпь к тому времени окончательно ещё не сформировалась или была прорезана каналом. На вероятную связь озера с морем указывает то, что против канала, прорытого в 1961 году в море был найден древнегреческий корабль с амфорами.

В античную эпоху Донузлавский регион Крымского полуострова был самым населённым, особенно его Черноморское побережье до мыса Ойрат. Здесь располагалось много поселений и примыкающих к ним сельскохозяйственных угодий. И это неудивительно. Донузлав в Крыму - это естественный удобный залив с многочисленными лиманами и бухтами, укрывающими корабли от любых ветров, что, наряду с плодородными чернозёмами, источниками чистой родниковой воды и благоприятными климатическими условиями, определило выбор греками данного региона для организации своих поселений.

Однако использование Донузлава для стоянки судов в античное время имело место если озеро Донузлав не было отделено песчаной пересыпью от Чёрного моря как сейчас. Среди историков-специалистов до сих пор нет единого мнения относительно того, когда появилась Донузлавская пересыпь, которая образует лучшие песчаные пляжи в Крыму. Согласно одной из крайних версий, изоляция Донузлава от моря произошла задолго до наступления античного периода. Одним из наиболее убедительных доводов в пользу этого должен служить более низкий уровень Черного моря в первом тысячелетии до нашей эры, отличающийся от современного в разных районах на 2-6 метров! Согласно другой версии, связь залива с морем сохранялась вплоть до второй половины 19 века. Еще в 1874 году было несколько узких проток через пересыпь, которые позднее были занесены песком. Доказательством служат средневековые венецианские и генуэзские карты, где Донузлав изображён в виде впадающей в море реки. На связи Донузлава с морем в античное время настаивал П.Н.Шульц на основании заключения об оборонительных функциях укреплений, расположенных на южном и северном концах пересыпи - Южно-донузлавское городище (ЮДГ) и Беляус, которые охраняли вход в залив и составляли хору (государство, территорию) Херсонеса.

Для палеогеографической реконструкции этого вопроса особый интерес представляет чешуя кефали-сингиля, в изобилии обнаруженная при раскопках ЮДГ, Беляуса и Тарпанчи. По рыбьей чешуе можно определить темпы роста в продолжение всей жизни, возраст и абсолютные размеры конкретной особи. При сравнении оказалось, что в античный период кефаль была крупнее и быстрее росла. Парадокс можно объяснить тем, что Донузлав в античное время имел постоянное сообщение с морем, являясь одним из основных мест нагула и зимовки кефали к северо-западной части Черного моря. В заливе, помимо обилия корма, весенний прогрев воды начинается примерно на полтора-два месяца раньше, чем в море, значительно увеличивая тем самым время нагула и, соответственно, роста рыб.

При археологических раскопках в слоях, датируемых третьим веком до нашей эры - третьим веком нашей эры, на всех поселениях были обнаружены различные рыболовные снасти, медные крючки, глиняные грузила для сетей и тому подобное, а также остатки скелетов и чешуя трех видов кефали, морского карася, камбалы-калкана, ската-лисицы, осетра, панцири крабов и так далее. Массовость находок указывает, что рыболовство носило промышленный характер и было одной из сфер хозяйственной деятельности, наряду с животноводством и земледелием. Существует достаточно аргументированное мнение, что в античное время северо-западный Крым обеспечивал хору Херсонеса хлебом и экспортировал его вместе с рыбой и прочими продуктами в другие регионы.

Особое место на хоре занимало виноделие. Средний виноградный участок (приблизительно 21,4 гектара) вмещал в особом порядке около 107 тысяч кустов, что приносило 90-95 тысяч литров вина, треть которого потреблялась, а 50-70 тысяч литров экспортировали в специальных амфорах емкостью около 18 литров. Получалось порядка трёх с половиной тысяч амфор - обычный груз среднего торгового корабля. Остатки такого судна, затонувшего в четвёртом веке до нашей эры были найдены в 1961 году при строительстве канала вместе с двадцатью целыми Гераклейскими амфорами. Так же "случайно", при рытье траншеи в конце восьмидесятых годов двадцатого века, на территории посёлка Новоозёрное были обнаружены черепки глиняной посуды, а также несколько целых греческих амфор.

О процветании хоры практически сразу после заселения говорит тот факт, что уже в четвёртом веке до нашей эры Херсонес начал производство своих денег, причем медь и серебро для чеканки монет специально закупали в других странах. В историческом музее представлены античные греческие и более поздние византийские монеты девятого-десятого веков, также найденные в районе Донузлава. Там же хранится надгробный барельеф первого века до нашей эры с изображением конной охоты на оленя, найденный близ ЮДГ, которое было стратегически важным поселением в силу своего географического расположения. Эта и другие находки свидетельствуют о большом разнообразии природы края в старину. Так, например, название залива (Правильнее "Домузлав") переводится как "Приют кабанов", а "Гипакирис" означает "Лошадиная река", Караджа (Косуля), "Тарпанчи" происходит от "Тарпана", что значит "Дикие лошади".

Отец истории Геродот в пятом веке до нашей эры располагал Гипакирис, считавшийся шестой полноводной скифской рекой, именно на месте современного Донузлава, берега которого действительно напоминают русло реки, а дно в приглубых местах устлано слоем ила толщиной до десяти метров. Такой значительный слой ила указывает на очень древнее происхождение Донузлава, первоначально как глубокой и широкой реки. Автор очерка полагает, что озеро – это реликт мощной древней реки, начало которой находится на Донецком кряже – сейчас это речка Домузла. В этой связи будет интересно отметить, что "Беляус" переводится не иначе, как "Скалистое устье".

Стремясь обеспечить себе свободный выход к морю, скифы, чтобы не оказаться в торговой и политической зависимости от греков, захватывают во втором веке до нашей эры часть их городов и укреплений. На их месте они создают линию своих укреплённых поселений. Особенно плотной она была между Донузлавской пересыпью и мысом Урет. Археологи П.Н.Шульц и А.Н.Щеглов открыли и обследовали здесь 13 античных укреплений и селищ, тянущихся по побережью с интервалами от 2 до 4 километров. Поселения расположены преимущественно на высоких, слегка вдающихся в море мысах, ограниченных глубокими балками, а иногда в местах, лишённых бухт и часто неудобных для причала судов. Возвышаясь над морем, они, вероятно, служили наблюдательными и сторожевыми пунктами.

Кто знает сколько еще сюрпризов таят в себе эти земли и что принесут раскопки в ближайшие годы. А пока многочисленные курганы в районе Донузлава являют нам надгробия былых событий из его древней и богатой истории. Они повсеместно возвышаются на степных водоразделах края. Северо-Крымской археологической экспедицией АН УССР уже изучено 28 курганов. Самым древним из захоронений около 4,5 тысяч лет.

История написана на основе книг "Заповедные ландшафты Крыма" В.Г.Ена, "Северо-Западный Крым" П.Д.Подгородецкого и дополняется документальными свидетельствами и фактами, полученными благодаря современным научным исследованиям. Если Вы располагаете какими-либо документами или артефактами, касающимися истории региона – добро пожаловать к сотрудничеству – История пишется !

Предложение о сотрудничестве

Отправить

отправлено.





© 2006–2013 Все права защищены